Monday, April 28, 2014

Сэндмен

Все любят истории. Одни любят их слушать, другие - рассказывать, кто-то собирать. Истории приходят к нам еще во младенчестве, вместе с тихими голосами родителей. Они ждут нас в книгах, объединяют компании и преследуют во снах. Каждый из нас знает множество историй, от наивных, детских сказок о Колобке и Курочке Рябе, до пошловатых и гротескных рассказов о подвигах друзей на прошлых выходных. Все они часть нашей жизни, которую услышат наши дети и внуки. Что вы расскажете им?

Мифы, сказки, романы, легенды, пьесы - выбор огромен и в то же время банален. Бабушки с дедушками столько раз рассказывают историю о Колобке, что в один момент дети начинают исправлять и пересказывать сказку забывчивым старикам. Мультики вносят разнообразие в жизнь и детей и взрослых, но тот, кто хоть раз рассказывал историю, никогда не забудет раскрытых и удивленных глаз детей или сосредоточенного и внимательного лица взрослого слушателя. А я хочу рассказать вам о Сэндмене.

Сам герой появился еще давно, в сказках и легендах Западной Европы, помогая детям заснуть. Сыпать песком в глаза, это конечно не совсем гуманно, но Зевс тоже не всегда человеком приходил к любовницам. Песочный человек прочно обосновался в немецком фольклоре и неожиданно воплотился в американских комиксах! Да, некоторые называют его  вторым костюмированным героем, после Супермена. Как борец с преступностью он был не очень популярным, один раз перезапустился и отбыл почивать на полке. Так бы и остаться ему второстепенным героем, которым затыкают дыры в сюжете, если бы не судьбоносная встреча.
В конце 80х, когда в мир комиксов пришел реализм и взрослые сюжеты (это я об уровне интеллекта, а не количестве обнаженки), комикс индустрия нашла талантливого фантаста по имени Нил Гейман. Парень оказался хорош, и ему предложили оживить старого и забытого Сэндмена. И тут как говорится, зернышко упало на плодородную почву. Из миллионера, бегающего за преступниками в противогазе и костюме, Сэндмен превратился в Повелителя снов и Князя историй, могущественного Бесконечного. И ко всему прочему стал младшим братом Смерти.

 
















Получив в свои руки полную свободу, Гейман создал удивительный мир, в котором удивительным образом соединил мифы и сказки всех народов мира, добавив реальных событий. Фантазия писателя знакомит читателей со всеми уголками вселенной, от восхитительного средневекового Багдада, до шекспировской Англии, от Серебряного города ангелов, до Люциферового Ада, попутно знакомя с новыми героями и новыми историями. Все ненаписанные истории, нерассказанные сказание, все сны и видения - все это во власти Сэндмена.

"Песочный человек" по праву считается одним из наиболее выдающихся графических романов. Огромное количество наград, среди которых единственная для комикс-индустрии Всемирная премия фентези. Комикс для интелектуалов - многие характеризовали его именно так. Гейман смешал все возможные мифы и сказания, Алису в Стране чудес, оккультизм и комикс индустрию, поп-культуру всего ХХ столетия, добавив немного религии и собственной фантазии. О последнем можно вспомнить отдельно. Для того, чтобы как-то объединить этот коктейль, писатель создал собственную семью Бесконечных, существ старше, чем боги, ведь боги живут, пока живет последний верующий в них, а Бесконечные будут существовать, пока существует жизнь. Семейка из семи человек: Судьба, Смерть, Сон, Страсть, Страдание, Сумасшествие и блудный сын, который ушел, забросив собственные обязанности, позже оказавшийся Сокрушением (точнее сказать Разрушением). У каждого свои нравы, свое отношение к семейным связям и родственничкам. Они явно не пример любящей семьи.

Сама сюжетная линия начинается 75-летним пленом Сна, после которого ему пришлось восстановить собственное царство и решить множество семейных и не только семейных проблем. В связи с этим нас из Страны Грез иногда бросают в Неспящий мир, где рядом с людьми спокойно живут боги и просто старые люди. Настолько старые, что некоторые прожили до мамонтов больше, чем после них. А почему бы и нет? А иногда перемещают в прошлое, показывая многие исторические события под новым углом.

Кроме периодически возникающей сюжетной линии, объединяющей несколько графических выпусков, воображение писателя создало целую плеяду разнообразных историй и сказаний, видений и притч. Здесь Шекспир, ставящий перед королем и королевой фей свой "Сон в летнюю ночь"  и Люцифер, уставший от собственных обязанностей и закрывающий Ад, ведь именно в возможности отказаться есть истинная свобода. Здесь могущественный султан, отдающий Князю Историй цветущий восточный город, чтобы тот никогда не исчез. И глупый, самонадеянный англичанин, который решил не умирать, и живет уже шестую сотню лет. И еще огромное количество страшных, смешных, странных, пугающих и вдохновляющих историй, которые интересно рассказать и услышать.

Сам рассказ похож на паззл, где вы из кусочков собираете истории, а из историй - рассказ. Миф - сказка - трагедия - черная комедия. Гейман мастерски тасует жанры, не забывая о линии повествования. Хотя читатель и не замечает ее порой. Последние выпуски связывают прочитанное в одну огромную картину, где мы видим все - то, что было на виду и то, что скрывалось. Мы оказываемся последним спящим - и просыпаемся на последней странице.
Что же вы расскажете теперь?


No comments:

Post a Comment