Tuesday, April 22, 2014

Почем кокаин для народа?

Выходные начались ближе к обеду, когда меня из полудрема выдернул громкий хлопок об окно автомобиля. Оказалось, что мы принесли в жертву украинским дорогам боковое зеркало. Никогда бы не подумал, что они принимают другую валюту кроме пробитых колес (я платил уж трижды). Лет эдак пять назад я уже лишился правого бокового зеркала прям перед Пасхой. Но тогда это была заслуга лошади, материализовавшейся из небытия, поздоровавшейся с моим зеркалом и капотом и растаявшей в ночи. Теперь же в жертвоприношении Монстру хреновых дорог поучаствовал конь педальный, который так объезжал ямы на своей полосе, что разминуться с нашей машиной не смог. Наказание последовало незамедлительно, хотя, по доброте душевной виновный отделался только легкой сединой и вечным желанием строго придерживаться правой стороны дороги.

О происшествии быстро забыли, чему способствовало улучшение погоды (от ливня до солнца) и ухудшение дорожного покрытия (от неровностей до полуметровых дыр). Местами казалось, что стоит заглянуть в яму, и ты либо познакомишься с самим Дьяволом, либо увидишь обратную сторону черной дыры. Так или иначе, благодаря всех известных богов удачи и удивляясь тому, что лишились только бокового зеркала, мы прибыли на место назначения.

Небольшое село, в котором родилась моя мама, находится от Тернополя в 20 минутах езды по хреновым дорогам, вкушая все прелести современной жизни - с одной стороны высокоскоростной интернет и другие радости цивилизации, с другой - чистый воздух и властвующая матушка-природа.

Заправившись последним в этом году постным обедом и вооружившись атрибутами праздника (это я о пасхальных корзинках), я отправился в церковь. Старое серое здание, очень мало похожее на привычную большинству глаз церковь выделялось на фоне дождевого неба только небольшим позолоченным куполом. Внутри, как и всегда, выставлялся образ Туринской плащаницы, к которой подходили люди, иногда жертвуя мелкие купюры на нужды церкви. Сам ритуал был единым, но каждый искажал какие-то мелкие детали в свою пользу, чем не вызывал никаких эмоций у присутствующих. Почистив собственные мысли,  я пошел на облюбованное место в дворике, попутно высматривая знакомых и собирая на себе любопытные взгляды (или их собирал зонтик с ручкой катаны).

"Я поступил как Путин, пропустил вперед женщин и детей" - оправдывается один из старых знакомых, заглушая голос священника, который начал обряд. Так, перебирая актуальные темы для разговоров и улыбаясь корчащим недовольные рожи ("Слишком громко!") родственникам, и пережили вечернее освящение. В воздухе витали капли дождя, вместе с непринужденным настроением. Ритуал не менялся из года в год, да и привыкли все к нему, потому и никакого обязательства и страшного таинства не ощущалось. Родители вели детей, бабушки внуков, встречались старые друзья и родственники. Ненадолго зависла атмосфера праздника, которую быстро смыл дождь, выгнав всех по машинам и домам.

Облизываясь и поедая глазами "почти освященные пасхальные продукты" (есть их можно уже после ночной службы, на которой официально подтвердят Воскрешение Христа), мы с отцом рванули на его родину. в огромное село на границе Тернопольской и Хмельницкой области. Равноудаленное от обоих областных центров и обладая довольно внушительным демографическим потенциалом, оно является ярким примером самобытной сельской жизни. Толпы пенсионеров, дедушка Ленин на постаменте, обилие молодежи с характерным модным вкусом (давно не видел такое количество лакированных туфлей с острыми носками) - все это сконцентрировалось (кроме Ленина естественно) возле старой деревянной церкви, ожидая ночной службы. Уже тогда я начал чувствовать что то неладное. Из церкви вышел расшитый золотом священник и вокруг строения трижды пролетела человеческая комета с огромным верующим хвостом, которая потом исчезла сквозь церковные двери. Я и сам нырнул за деревянные ставни, очутившись в толпе, которая, как оказалось, стояла за церковными свечками. "Это же надо, свечи подорожали до 2 гривен. Дорого выходит, еще же нужно к иконам идти" - диалог двух впереди стоящих пенсионерок заставил меня на несколько минут задуматься о том, что так повлияло на рост цен на свечи - неужели и тут подорожавший доллар замешан? Мысленно выстраивая логическую цепь между свечами и долларом, я купил таки несколько штук и столкнулся со следующей толпой. Прошептав старую фразу "За чем стоим, товарищи?", чуть не провалился в ад, увидев огромное количество гневных глаз, повернувшихся ко мне. Появившийся рядом отец немного отогнал от меня билет в геенну огненную. Оказалось, очередь к той же  Туринской Плащанице. Все еще ощущая присутствие Дьявола за плечами, я со всех сил попытался запомнить ритуал и воссоздать его. Нифига. Все равно в спину мне уперлись гневные взгляды, которые я чувствовал затылком. Быстро убравшись в дальний угол церкви и немного успокоившись, я поставил свечи (Правильно? Нет?) и огляделся по сторонам. Вокруг некоторых икон выросли кучки денег и благородные бабушки соколиным глазом следи, что бы ты все-таки скинул деньги, а не отмолился зайцем. И желательно больше гривны! Ты что, милок, бедным прикидываешься? Это же для церкви. Глядишь на страшном суде скажут тебе: "Дружище, что же это ты жадничал. Вон, Агафья Федоровна пол пенсии отдавала. Она конечно тоже в аду сидит, но зато мы ее похвалили за рвение, человеку приятно." Люди послушно бросали деньги в корзинки, опасаясь гнева бодрых старушек, которые в этот момент с благим видом пели церковные песни. Убравшись с первых рядов к выходу в церковь, я, судя по взглядам, уже одной ногой был в аду, за то, что променял первый ряд на свежий воздух без концентрированной религии.

Выдохнув и переведя дух, я подхватил из машины корзинку и попутно найдя отца (как человек может знать почти всех в таком огромном селе, я не знаю. Он же давно уехал отсюда!), отправился ждать освящения. Либо мы подсознательно решили пострадать ради высшей цели, либо прогадали со временем, но пол часа мы благополучно вмерзали в землю. Зазвонили колокола и из церкви высыпались церковные прислужники, за первый заход собрав дофига яиц (я так никогда и не узнаю, зачем их собирают. Их хватит, чтобы продав, год безбедно жить. Или 10 лет можно жить на яичнице и омлете). На второй раз они уже вытянули шкатулку, в которую опять собрали дань. И опять эти бабули!!! Откуда вы беретесь?? Да, хорошо, я прячу две гривны и достаю 5. Да. я вижу, что вы поставили 10, но наверное у вас пенсия больше. Или мне просто не нужны премиум услуги церкви, обхожусь базовым пакетом. Окончательно ощущение близости Ада пропало, когда священник хорошенько так окатил нас водой, поздравляя с воскрешением Христа. Ну, по крайней мере, воды он не жалеет.

На пол пути к машине нас застало финальное слово батюшки, в котором были и призывы к миру, желания счастья и любви к ближним, и напоминание о регулярном посещении церкви. "Надо же ему кассу собирать" - грустно улыбнулась сестра моей бабушки, озвучив ту мысль, которая вертелась у меня на протяжении всего вечера. Собрали кассу. Ирония в том, что внимательнее всего следили за пополнением батюшкиного бюджета бюджета церкви те, кто больше всех туда вбросил. Голодающий кормит того, кто кормит его обещаниями.

Вера состоит не в покрытых золотом иконах, Мерседесе батюшки или миллионных откатах на строительстве церквей. Даже в пустой комнате человек может пообщаться с Богом, если он желает этого. Но все равно, Дьявол дышит тебе в затылок, когда ты не оставляешь деньги возле иконы. Я надеюсь, что бабушкам от этого легче живется.

P.S. Я не упоминаю, к каким патриархатам относятся церкви, описанные мною. Я лишь хочу показать, что иногда то, что должно принести тебе радость и умиротворение, начинает работать против тебя. Мои ощущения субъективны. Возможно, кто-то привык и считает многое из написанного нормальным. Может кто-то прочитал и посчитал, что я двинутый атеист. Ваше право. Я лишь описал то, что увидел.

No comments:

Post a Comment